Описан любопытный эксперимент: «На вопрос “Насколько вы счастливы?” респонденты обычно дают более позитивные ответы, если на дворе идеальная погода, чем если она мерзкая. Но те же люди отрицают, что погода влияет на их ответ».

Выходит, мы даже не осознаем, как сильно дождь, ветер и тучи могут испортить наше настроение. А ведь именно это, скорее всего, и есть причина осенней депрессии. Но справиться с плохим эмоциональным состоянием по силам каждому. Подумаем, чем стоит заняться осенью, чтобы вернуть себе бодрость духа.

Когда на улице льет дождь

1. Арт-терапия. Начните ходить на курсы рисования для взрослых. А если совсем не хочется высовывать нос на улицу, займитесь творчеством дома. Можно выплеснуть негативные эмоции на бумагу или просто помечтать о лете и изобразить теплый солнечный день. В помощь - самоучитель «Как понять акварель» .

Иллюстрация из книги «Как понять акварель»

2. Устройте литературный вечер с домочадцами или друзьями. Вот несколько идей.

Возьмите строчку из любой книги, а затем предложите собравшимся придумать собственную историю на заданную тему.

Пусть каждый сочинит стихотворение про то, что найдет у себя в карманах.

Вспомните какую-нибудь известную сказку. Задача участников игры - написать свою версию истории. Можно перенести героев в другое время или поселить их на Марсе, иначе расставить акценты, раскрыть характеры персонажей с неожиданной стороны. Будет весело!

Выучите по несколько стихов про осень и прочитайте их друг другу.

Больше вариантов - в творческих блокнотах «642 идеи, о чем написать» и «Книга гениальных идей» .

3. Приготовьте ароматные кексы в кружках. (Можно ). Во-первых, делать что-то по нестандартным рецептам всегда интересно. А во-вторых, вы порадуете себя и близких очень вкусным лакомством.


Иллюстрация из книги «Кексы в кружке»

4. Согрейтесь глинтвейном. Ниже - рецепт из книги «Швейцарская кухня» .

Ингредиенты:

  • Вино красное сухое или полусухое - 330 мл
  • Вино белое сухое или полусухое - 150 мл
  • Клюквенный морс или нектар (с содержанием клюквенного сока 20–35%) - 250 мл
  • Коньяк - 70 мл
  • Апельсин - 1 шт.
  • Корица - 1 палочка
  • Гвоздика - 5 бутонов
  • Лавровый лист - 2 шт.
  • Сахар - 55 г

Способ приготовления:

В кастрюле смешайте клюквенный морс, коньяк, красное и белое вино. Добавьте сахар, гвоздику, корицу и разрезанный на дольки апельсин, не снимая с него кожуру. Накройте крышкой и оставьте томиться на медленном огне около 4 часов. Не доводите глинтвейн до кипения! Он сразу же теряет большинство своих вкусовых качеств. Спустя указанное время снимите кастрюлю с огня, положите в напиток лавровый лист и настаивайте под крышкой еще полчаса - за это время лавровый лист придаст глинтвейну очень приятную и деликатную пряную нотку. Подавайте горячим.

Иллюстрация из книги «Швейцарская кухня»

5. Займитесь саморазвитием.

Выполняйте упражнения для тренировки интеллекта, такие как в книгах «Чем заняться вечером с семьей на даче без интернета» и «Память не изменяет». Несколько увлекательных головоломок опубликовано .

Попробуйте освоить любой музыкальный инструмент.

Начните учить какой-нибудь язык. Чтобы было интереснее, слушайте иностранные песни или смотрите любимые фильмы с субтитрами. Эти и другие советы из книги полиглота Сусанны Зарайской подскажут, как превратить занятия в веселую игру.

Тренируйте творческие способности. Как стать более креативным, вы узнаете из книги «Рисовый штурм». Шесть идей из нее - в .

Почитайте интересную научно-популярную литературу. Уютно устройтесь в кресле с книгами «Интерстеллар» , «Квантовая вселенная» , «Красота в квадрате» или «Теория игр» . Они помогут расширить кругозор, потрясут ваше воображение и увлекут сильнее, чем любой детектив.

6. Спланируйте поездку. Это в России осенью прохладно, а в Таиланде, например, очень даже тепло. Если у вас впереди отпуск, то его можно провести в другой стране. Определиться с направлением поможет книга «Путевые заметки» .


Иллюстрация из книги «Путевые заметки»

7. Попробуйте медитировать. По мнению ученых, медитация помогает значительно снизить уровень стресса. Несколько техник - .

8. Занимайтесь с детьми. Если у вас есть маленький ребенок, расскажите ему, чем осень отличается от остальных времен года. Помогут в этом веселые игровые задания из развивающей тетради «Привет, осень!». Три упражнения из нее - .

9. Начните делать ремонт , который давно откладывали. Или просто устройте небольшую перестановку, чтобы в квартире стало уютнее. Для этого вам пригодятся рекомендации из книги «Дом, милый дом» (12 маленьких дизайнерских хитростей можно ).


Иллюстрация из книги «Дом, милый дом»

10. Просто притормозите. Осень располагает к философским размышлениям, так что самое время подумать о собственной жизни. От чего вам хотелось бы избавиться, а чему стоит посвящать больше времени? В чем заключается ваше предназначение? Слушаете ли вы свое сердце? Чтобы ответить на эти вопросы, выполните из книги «Между надо и хочу».

Если дождя нет

11. Идите на улицу с фотоаппаратом. Осень невероятно красива, и у вас есть шанс сделать потрясающие снимки. вы найдете небольшой мастер-класс из книги «Фотографируй каждый день».

12. Развесьте кормушки для птиц.


Иллюстрация из книги «Ближе к природе»

13. Собирайте с детьми осенние листья и поздние цветы для гербария. Засушенные образцы можно приклеить на страницы красочного альбома «Волшебные цветы. Мой гербарий» . А из остатков смастерите поделки.

14. Играйте! Отличный вариант для тех, у кого есть дети, - игры-находилки . Например, можно предложить ребенку найти за день все эти предметы: часы, елка, купол, скворечник, фонтан, круглое окно, карта, самокат, аквариум, подъемный кран, сердечко, оранжевый зонт, черная собака, памятник Пушкину, старый замочек, пешеходный переход, скульптура животного, рыжий кот. Такой квест сделает незабываемым даже пасмурный осенний день.


Иллюстрация из книги «Находилки»

15. Сходите в лес. Бывает и так, что даже осенью выпадают совсем теплые деньки. Не теряйте времени: собирайте провизию - и на пикник. Заодно можно продолжить с ребенком игру в находилки.

P.S.: Подписывайтесь на нашу рассылку . Раз в две недели будем присылать 10 самых интересных и полезных материалов из блога МИФ.

Для формирования успешной личности с самого детства следует вложить в восприятие мира ребенка важные понятия. Трудолюбие - одно из них. Именно поэтому на уроках в младших классах рассматривается вопрос о том, чем отличается труд человека осенью от работ в другие сезоны. Также важно довести до сознания малышей, почему так важно активно работать не только весной и летом.

И не страшен будет никакой мороз!

Труд человека осенью несколько отличается от других сезонных работ. Дети уже должны понимать, что всё живое в Евразии начинает готовиться к холодному периоду. Поэтому первым важным делом людей является утепление жилищ - собственного дома и строений, предназначенных для зимовки домашних животных.

В квартирах большинство людей заклеивает щели в окнах. Делается это для того, чтобы зимой из них не дул холодный воздух. Хотя во многих жилищах сегодня устанавливаются пластиковые окна, которые обеспечивают герметичность. Но и они требуют некоторой подготовки к зимнему периоду.

Заодно хозяйки производят генеральную уборку в помещениях: перебирают хранящиеся вещи, выкидывают ненужный хлам, моют окна. Ведь зимой это сделать будет сложнее, чем осенью.

Забота о братьях наших меньших

Особого внимания требуют также жилища животных, которые проводят зиму вне человеческих домов. К таковым относятся коровы, лошади, овцы, козы, кролики, шиншиллы, хорьки, норки, домашняя птица и пчёлы.

Труд человека осенью, проживающего в этим очень отличается от занятий горожанина. Ведь сельчанину нужно законопатить щели в коровнике, в птичнике, утеплить клетки, предназначенные для мелких животных или занести их в крытые помещения, перенести ульи с пчёлами в омшаник.

А самые заботливые хозяева даже не забывают повесить на вход в кусок плотной ткани или резиновый коврик и проверить, удобно ли животному заходить внутрь, понимает ли оно, как это делать.

Забота о братьях наших меньших, то есть о живых существах, населяющих планету - важный и нужный труд человека осенью. В школе дети мастерят кормушки для птиц, развешивают их и зимой следят, чтобы в них всегда была пища для пернатых.

Заготовка кормов

Все, кто содержит в хозяйстве скотину, питающуюся сеном, заботиться о зимней кормёжке начинают ещё летом. Сенокосная пора - горячее время.

Траву для сена скашивают, высушивают, складывают в стога. Но осенью нужно побеспокоиться о том, чтобы сено не сгнило от попадания на него осадков. Поэтому корм для травоядных животных следует перенести в помещение либо тщательно укрыть.

на полях

Для многих наступление осени связано с обилием овощей и фруктов. Но как доказывает практика, трудно вырастить урожай, но и не легче его собрать без потерь.

Для наступает горячая пора. Зерноуборочные машины целыми днями на полях убирают пшеницу, рожь, овёс, гречиху, горох и другие культуры. Очень важно сделать все работы до наступления периода дождей. В противном случае весь урожай сгниёт на корню.

Однако машины не всегда могут полностью собрать все колосья. Много их падает на землю. Раньше дети даже снимались с занятий и ехали в поля, чтобы там помогать взрослым - подбирать упавшие колосья. Таков был посильный вклад в труд человека осенью. 2 класс уже вполне качественно справлялся с такой задачей.

Сегодня детей уже не привлекают на такие работы, а зря. Теряется связь с землёй у подрастающего поколения, уважение к труду хлеборобов. Отсюда и обилие фотографий в интернете с надетыми на ноги булками, имитирующими домашние тапочки…

Собираем урожай - не зевай, не отставай!

Убирают также свёклу и картофель, морковь и другие корнеплоды. Крупные хозяйства делают это с помощью специальных машин. А вот сельчане-частники порой выкапывают свой урожай по старинке, лопатой и граблями. Большинство детей не только слышало об этом - им самим знаком такой труд человека.

Осенью 1 класс вместе с учителем должен обязательно на своём выкопать несколько кустов картофеля, моркови, свёклы. Тогда дети поймут, как тяжело достаются человеку продукты питания и, возможно, станут бережнее относиться к ним.

Парим, варим, закатываем

А ведь так хочется сохранить выращенные на дачах и огородах плоды и полакомиться ими зимой! Поэтому труд человека осенью часто связан именно с консервацией. Многие хозяйки в этот период варят варенья, засаливают и маринуют овощи, делают компоты, засушивают грибы и травы для приправ.

Уборка территории

Сколько опавших листьев на земле осенью! Это красиво. Но со временем они будут гнить. Из-за этого многие вредные микроорганизмы станут быстро размножаться в благоприятной для этого среде. Поэтому с уборкой их и связан труд человека осенью. По окружающему миру на уроках дети не только говорят об этом, но и сами помогают взрослым в этом занятии.

На огородах и дачах люди тоже убирают опавшую листву, ботву от собранного урожая.

Посадка растений осенью

Хотя зимой жизнедеятельность растений замедляется, многие из них требуют посадки поздней осенью. Например, некоторые сорта чеснока обязательно высаживают под зиму.

Большинство саженцев кустов и деревьев тоже лучше всего приживается по осени. Опытные садоводы с наступлением холодов делают прививки плодово-ягодным деревьям. Так растения меньше всего травмируются и легче переносят эту процедуру.

Очень многие люди уже осенью готовят землю к весенним посадкам. Для этого они вносят на участки удобрения, перекапывают огороды.

Очень важно каждый вид деятельности выполнять вовремя. Только тогда можно рассчитывать на отличный результат.

Если вы уже изучаете вторую, перейдите сюда >>

На этой странице ответы к первой части тетради. Если вы уже изучаете вторую, перейдите сюда >>

Готовые ответы решебника по предмету "Окружающий мир" за 2 класс помогут родителям сориентироваться и помочь ребенку в подготовке домашнего задания. Приводим решебник к 1 части рабочей тетради по программе Перспектива. Все ответы на задания написаны учеником 2 класса Максимом Егоровым с помощью родителей, проверены и одобрены учителем начальных классов. Задания, которые могут вызвать затруднения, мы вам объясним. В качестве ответов мы приводим и расширенную информацию по соответствующим темам, которую можно прочитать в статьях нашей энциклопедии и использовать, если учитель задаст на дом подготовить доклад или презентацию.

ГДЗ к 1 части рабочей тетради окружающий мир 2 класс

Фотографии для рассказа:





По ссылке вы можете выбрать и другие приметы: все приметы живой и неживой природы о погоде >>

Фотографии для фоторассказа:


Страница 36. Осень.

Осенние месяцы.

1. В первом столбце прочитай вслух названия осенних месяцев в древнем римском календаре. Сравни их звучание со звучанием современных русских названий осенних месяцев. Запиши русские названия во втором столбце. Устно сделай вывод об их происхождении.

Во 2-м столбце пишем сверху вниз: сентябрь октябрь ноябрь

Узнай у старших и запиши в третий столбец названия осенних месяцев в языках народа твоего края.

В 3-м столбце пишем сверху вниз: ревун грязник листогной

2. Запиши названия осенних месяцев в языке народов твоего края, которые связаны:

а) с явлениями неживой природы: дождезвон, зоревник, грязник, хмурен, ревун.

б) с явлениями живой природы: листогной, листопад.

в) с трудом людей: хлебник, свадебник, капустник, листокос.

3. Велика Россия. Поэтому лето провожают и осень встречают в разное время и не один раз. Запиши даты прихода осени по старинным календарям народов твоего края.

Ответ: лето в России приходит 1 сентября (современная дата прихода осени), 14 сентября (приход осени по старому стилю), 23 сентября (день осеннего равноденствия в Московском государстве считался днем наступления осени).

4. Подписи для рисунка на выбор: золотая осень; унылая пора - очей очарованье; осень в деревне; осенняя Москва; в ожидании зимы.

С. 38-39. Осень в неживой природе.

1. Отметь схему, на которой показано положение солнца осенью. Объясни (устно) свой выбор.

Отмечаем вторую схему. На ней есть признаки осени (дождь, листопад, Солнце идет низко над землей).

Для понимания: Земля вращается вокруг Солнца, при этом ось Земли наклонена всегда одинаково. Когда ось наклонена в строну солнца, оно кажется высоко относительно земли, находится "прямо над головой", лучи его падают "отвесно", это время года называют лето. При повороте Земли вокруг Солнца ось смещается относительно него и Солнце относительно Земли как-будто опускается. Его лучи падают на Землю наклонно. Наступает осень.

2. Составьте список осенних явлений в неживой природе с помощью текста учебника.

Ответ: иней, заморозки, дожди, туман, осеннее равноденствие, ледостав.

3. Запиши дату.

С. 40-41. Народные праздники в пору осеннего равноденствия.

Традиционные костюмы нанайских охотников Приамурья - это сочетание в узорах коричневого, красного, розового и голубого цветов. Посуда золотистая, расписная.

Оленеводы Камчатки одеваются в одежду и обувь из оленьих шкур, как правило, всех оттенков коричневого или серого, со светлым мехом.

С.42-43. Звездное небо осенью.

1. С помощью иллюстраций учебника соедини звезды так, чтобы получились фигуры медведицы и лебедя. На левом рисунке выдели ковш Большой Медведицы.

Ответ см. рисунок.

2. Нарисуй картинку к вашей сказочной истории о том, как на звездном небе появилась большая медведица.

Сказочная история: Захотел как-то медвежонок медком полакомиться и полез на дерево - улей разорять. А лесные пчелы злые, напали они на медвежонка, стали жалить. Медвежонок стал взбираться все выше по дереву. Увидела это мама медведица, кинулась медвежонка спасать, тоже на дерево влезла, да за ним на самую макушку дерева. Прикрывает собой сынишку, а пчелы все сильней жалят. Пришлось еще выше лезть, на самое небо, чтобы пчелы не достали. Они и поныне там: Большая Медведица и Малая Медведица.

Или сочините историю про то, как медведи от охотника спрятались на дереве, а потом на небо перелезли и ушли от погони.

Рисуем мишек, залезающих на небо с макушки дерева.

3. Понаблюдайте звездное небо. Найдите знакомые вам и новые созвездия и звезды. Обратите внимание на расположение ковша большой медведицы. Запиши названия созвездий и звезд, которые тебе удалось увидеть:

Созвездия: Большая Медведица, Малая Медведица, Рыбы, Овен, Андромеда.

Звезды: Венера, Сириус, Полярная звезда.

4. Напиши рассказ об одном из созвездий осеннего неба. Используй для этого сведения из атласа-определителя, других книг, Интернета (по своему усмотрению).

Рассказ: Волопас или Пастух - это созвездие неба северного полушария. Его наблюдают и летом и осенью. Оно выглядит, как человек, охраняющий стадо. Воображение древних людей нарисовало его с посохом и двумя собаками. Существует несколько мифов об этом созвездии, но самый интересный гласит, что в это созвездие был превращён первый пахарь на земле, научивший людей обрабатывать землю. В созвездие Волопаса входит очень яркая звезда Арктур рядом с Большой Медведицей, а само оно напоминает веер.

Если хочешь, придумай сказку о созвездиях осеннего неба. Запиши ее на отдельном листе и красиво оформи.

Для начала нужно выяснить, какие созвездия видны на небе северного полушария осенью. Они изображены и подписаны на рисунке:

Про любое из них или про все сразу придумываем сказку.

Сказка: Жили были в одном городе люди. Они были добрые и честные, всего добивались своим трудом. Среди них был пастух, который пас скот, возничий, ребятишки - близнецы, водолей, который носил из колодца воду, красавицы дева и Кассиопея и многие другие. Были у них и домашние животные: телец, овен, конь, гончие псы. А когда начинал играть на флейте мальчик Персей, все животные из близлежащего леса приходили его послушать: и хитрая лисичка, и рысь, и лев, и медведица с медвежонком. Подплывали к берегу рыбы, кит и дельфин. Даже сказочный единорог и дракон вслушивались в нежную мелодию. Но вот однажды осенью началось близ городка извержение вулкана. Он жег леса и поля, ронял дома и уже готов был сжечь город и всех его обитателей. Но огромный дракон сказал людям: вы никогда не сделали никому зла, вы все очень хорошие и я вас спасу. Он собрал на свою спину всех, кто уместился, и унес на небо. Так и светят с неба по сей день и созвездие Персея, и дракона, нашлось на ночном осеннем небе местечко для всех.

Страница 44-45. Трава у нашего дома.

1. Вырежи рисунки из Приложения и помести каждое растение в свое окошко.

3. Рассмотрите травянистые растения возле вашего дома. С помощью атласа-определителя узнайте названия нескольких трав, запиши их.

Ответ: клевер, мятлик, лисохвост, тысячелистник, спорыш (птичья гречишка), подорожник, одуванчик, мята, репейник.

4. Напиши рассказ об одной из трав, растущих возле твоего дома. Используй сведения из книги "Зелёные страницы" или других источников (по своему усмотрению).

Мята.
Возле нашего дома растет мята. Это растение имеет очень приятный запах. Мы часто собираем мяту, высушиваем ее зеленые листочки и добавляем в чай. Я люблю пить чай с мятой. Есть несколько видов мяты, среди них есть и лекарственная.

Подорожник.
Подорожник растет вдоль дорог, оттуда и получил он свое название. У него широкие листья и длинный стебелек, на котором цветут мелкие цветочки и поспевают семена. Это растение лекарственное. Если порезался - приложи подорожник, и ранка заживет быстрее.

Фотографии для вклейки:

С. 46-47. Старинная женская работа.

1. Найди среди этих растений лён.

Ответ: второй слева.

3. Вы в музее льна и бересты в городе Костроме. Рассмотрите фотографии орудий труда для обработки льна, изготовления льняных нитей и ткани. Впишите номера их названий в кружочки. 1. Прялка. 2. Ткацкий стан. 3. Самопрялка. 4. Трепало. 5. Ступа с пестом. 6. Льномялка.

Ответ на рисунке.

Очень полезным будет показать ребенку обучающее видео по обработке льна >> Так ученик наглядно увидит весь процесс и лучше запомнит назначение предметов для обработки льна.

Страница 48-49. Деревья и кустарники осенью.

1. Узнайте деревья и кустарники по листьям и впишите номера их названий в кружочки.

Ответ на рисунке. Листочки липы, березы и орешника осенью желтеют. Бересклет осенью может быть и желтым, и фиолетовым. Листья дуба становятся оранжевыми. Рябины, клена и осины - желто-красными. Листья калины осенью зеленые или желтые у черенка и красные по краям.

Поможет с заданиями из этой темы рассказ о деревьях и кустарниках осенью с фотографиями >>

2. Найди среди этих растений кустарник и подчеркни его название.

Ответ: можжевельник.

Найди дерево, хвоинки которого осенью желтеют и опадают.

Ответ: лиственница.

3. Побывайте в лесу, парке или сквере. Полюбуйтесь деревьями и кустарниками в их осеннем наряде. С помощью атласа-определителя узнайте названия нескольких деревьев и кустарников. Запишите их.

Ответ: Берёза, тополь, туя, клён, рябина, липа, ель, сосна, осина.

4. Понаблюдай и запиши, когда закончится листопад: у берез - в октябре; у лип - в сентябре; у кленов - в сентябре; у тополя - в ноябре; у осины - в сентябре; у калины - в октябре.

С. 50-51. Чудесные цветники осенью

3. Определите несколько растений осенних цветников. Запиши их названия.

Ответ: хризантемы, астры, георгины, рудбекия, гелениум, декоративная капуста.

Фото для вклейки:

4. Напиши рассказ об одном из растений осеннего цветника.

Георгина

1. Легенда рассказывает о том, как появился на земле цветок георгина. Георгина появилась на месте последнего костра, который угас при наступлении ледникового периода. Этот цветок первым пророс из земли после прихода тепла на землю и своим цветением ознаменовал победу жизни над смертью, тепла над холодом.

2. В далекие времена георгина не была так распространена, как теперь. Тогда она была лишь достоянием царских садов. Никто не имел права вынести или вывезти георгину из дворцового сада. В том саду трудился молодой садовник по имени Георгий. И была у него возлюбленная, которой и подарил он однажды прекрасный цветок – георгину. Он тайком вынес росток георгины из царского дворца и весной посадил его у дома своей невесты. Это не могло оставаться тайной и до царя дошли слухи о том, что цветок из его сада теперь растет и за пределами его дворца. Гневу царя не было предела. По его указу садовник Георг был схвачен стражей и посажен в тюрьму, откуда ему не суждено было выйти никогда. А георгина с тех пор стала достоянием всех, кому пришелся по душе этот цветок. В честь садовника и был назван этот цветок – георгина.

С. 52-53. Грибы

2. Нарисуй схему строения гриба и подпиши его части. Проверь себя по схеме в учебнике.

Основные части гриба: грибница, ножка, шляпка.

4. Приведи другие примеры съедобных и несъедобных грибов с помощью атласа-определителя От земли до неба (Плешаков) >> .

Съедобные грибы: маслёнок, подберёзовик, груздь, рыжик, сыроежка.

Несъедобные грибы: мухомор, галерина, свинушка.

Страница 54-55. Шестиногие и восьминогие.

1. Как называются эти насекомые? Впиши в кружочки номера их названий.

2. Вырежи картинки из приложения и составь схемы превращения насекомых. Закончи подписи.

Схема превращения насекомых.

Яйца - личинка - стрекоза. Яйца - гусеница - куколка - бабочка.

3. Найди в этом ряду лишний рисунок и обведи его. Объясни (устно) свое решение.

Ответ: Лишний паук. У него 8 ног и он относится к паукообразным, а у остальных на картинке 6 ног, это насекомые.

4. Напиши рассказ о насекомых, которые тебя заинтересовали или о пауках. Используй сведения из атласа-определителя, книги "Зелёные страницы! или "Великан на поляне" (по своему выбору).

Возле нашей дачи, в лесу есть несколько больших муравейников. Муравьи трудятся целый день, они собирают семена и мертвых животных. А еще муравьи пасут тлю. Они хлопают тлю по спинке, и та выделяет капельку сладкой жидкости. Эта жидкость и привлекает муравьев. Они любят сладкое.

Стр. 56-57. Птичьи секреты

1. Как называются эти птицы? Впиши в кружочки номера их названий.

Перелетные птицы: ласточка, стриж, скворец, утка, цапля, грач.

Зимующие птицы: сойка, дятел, поползень, синица, ворона, воробей.

2. Приведи другие примеры перелётных и зимующих птиц. Можешь использовать сведения из книги "Зелёные страницы".

Перелетные птицы: журавль, горихвостка, кулик, дрозд, трясогузка, дикие гуси.

Зимующие птицы: галка, голубь, снегирь, сорока.

3. Понаблюдайте за птицами вашего города (села). С помощью атласа-определителя узнайте их названия. Обратите внимание на поведение птиц. Есть ли у каждой птицы свой характер? По результатам наблюдения напиши свой рассказ. Сделай рисунок и наклей фотографию.

Сойка - лесная птица, но в последнее время ее все чаще можно встретить в городе: парках и скверах. Это очень красивая птичка. На крыльях у нее разноцветные перья, с синим отливом. Сойка кричит резко, пронзительно. Эта лесная красавица любит есть желуди, подбирает также остатки пищи, иногда разоряет птичьи гнезда и даже нападает на мелких птиц.

Стр. 58-59. Как разные животные готовятся к зиме.

1. Узнай животных по описанию. Напиши названия.

лягушка
жаба
ящерица
змея

2. Раскрась белку и зайца в летнем и зимнем наряде. Дорисуй каждому зверю его природное окружение. Объясни (устно), почему у этих животных изменяется цвет шерсти.

Заяц летом серый, слегка с рыжинкой, а к зиме меняет свою шкурку на белую.

Белки бывают разных цветов, от светло-рыжего до черного. Осенью они тоже линяют, меняют свою шубку на более густую и теплую, но цвет их при этом меняется не значительно.

3. Подпиши, кто сделал эти запасы на зиму.

Ответ: 1. Белка. 2. Мышь.

4. Впиши в текст названия животных.

На земле в ямке ёж делает небольшое гнездо из сухой листвы, травы, мха. В нём он залегает в спячку до весны. А медведь поздней осенью устраивает себе берлогу под упавшим деревом и спит в ней всю зиму.

С. 60-61. Невидимые нити в осеннем лесу.

1. Как связаны между собой дуб и лесные животные? Вырежи рисунки из Приложения и наклей их в окошки схемы №1, а в схему №2 впиши названия животных.

Ответ: белка, сойка, мышь. Они кормятся плодами дуба и живут тут.

2. Вырежи рисунки из приложения и наклей их в окошки схем. В рамках составьте схемы с названиями.

Ответ: Орехами кормятся белка и мышь. Рябиной - дрозд.

3. Приведи свой пример невидимых нитей в осеннем лесу и изобрази его в виде схемы.

Пример: на сосне кормятся белка (ест семена шишек) и дятел (ест насекомых, обитающих в коре, тем самым лечит дерево).

4. Рассмотри фотографии. Расскажи (устно), о каких невидимых нитях в осеннем лесу они тебе напоминают.

Орехи напоминают о белках и мышах. Желуди - белка, сойка, мышь. Рябина - дрозд.

С. 62-63. Осенний труд.

1. Перечисли, чем занимаются люди осенью в доме, саду, огороде.

В доме: утепляют окна, запасают дрова и уголь на зиму, готовят печи и котлы отопления, делают закатки на зиму.

В саду: собирают урожай с деревьев, защищают стволы деревьев от грызунов и мороза, опавшие листья сжигают

В огороде: собирают овощи, отправляют их на хранение в погреб, грядки перекапывают.

2. Подбери и приклей фотографию осенних работ в твоей семье.

Фото для вклейки:

Подумай и запиши, какие качества нужны для выполнения такой работы.

Ответ: любовь к земле, трудолюбие, умение работать с лопатой, тяпкой, граблями, терпение, сила.

Стр. 64-65. Будь здоров.

1. Нарисуй, в какие игры ты любишь играть летом и осенью. Вместо рисунков можно приклеить фотографии.

Летние и осенние игры: догонялки, салки, прятки, футбол, вышибалы, кондалы, бадминтон, для девочек - резиночка, классики.

2. Подумай и запиши, какие качества развивают игры, в которые ты любишь играть летом и осенью.

Ответ: ловкость, силу, смекалку, смелость, внимательность, настойчивость.

3. Попроси старших в семье рассказать об одной из игр нардов вашего края. Вместе опишите ход игры. Дайте ей название...

ИГРА "Высокий дуб"

В эту игру играли на Руси еще наши бабушки и дедушки, ее название сохранилось с 50-х годов прошлого столетия. Для игры нужен один мяч. Играют от 4-х до 30-ти (или более) детей.

Все становятся в круг. Внутри круга стоит один человек с мячом. Он подбрасывает мяч высоко вверх над собой и выкрикивает имя одного из игроков, например: "Люба!". Все дети (в том числе и тот, кто подбрасывал мяч) разбегаются врассыпную. Люба должна подхватить мяч и бросить в кого-нибудь из ребят. В кого попали, тот следующим подбрасывает мяч.

Играют до тех пор, пока не надоест.

Какие качества развивает эта игра: быстроту реакции, меткость, быстроту бега, ловкость.

С. 66-69. Охрана природы осенью.

3. С этими растениями и животными из Красной книги России мы познакомились в 1 классе. Вспомни их названия. Впиши номера в кружочки.

4. А вот еще несколько представителей Красной книги России. С помощью учебника раскрась их и подпиши названия.

Гриб баран, водяной орех, мандаринка.

5. Напиши рассказ об одном из представителей Красной книги России, обитающем в твоем крае.

Пример: Морж атлантический. Среда обитания этого редкого вида - Баренцево и Карское моря. Взрослый морж может достигать длину 4 метра, а вес атлантического моржа может составлять около полутора тонн. Этот вид моржей был почти полностью истреблен. На сегодняшний день, благодаря усилиям специалистов, регистрируется небольшой рост популяции, хотя точное их число определить пока невозможно, так как без специальной техники крайне трудно добраться до лежбища этих животных.

Или рассказ берем со странички: Доклады о животных красной книги >>

Страница 70. Осенняя прогулка.

Фото для вклейки:



Осень -прекрасное время года! Золотые листья кружатся в лужах, когда за окном моросит дождик, так приятно посидеть с горячим чаем и печеньем дома.

Но осень, не время для отдыха. Приходит пора сбора овощей и прочих работ в садах и огородах.

Работы по уборке урожая в саду (огороде)

Сбор урожая начинается еще задолго до прихода осени, так как все овощи, фрукты и ягоды поспевают в разное время. Но на осень приходится много работы, так как теплые дни уже позади и растениям мало света и тепла, чтобы дальше плодоносить.

В южных регионах нашей Родины осень мягче и наступает позднее, поэтому люди там собирают по 2-3 урожая. В холодных районах с более суровым климатом культурные растения дают урожай 1 раз. Рассмотрим регион с резко-континентальным климатом, в такой области обычно в сентябре собирают следующие плоды:

  • томаты,
  • баклажаны,
  • кабачок,
  • перец,
  • картофель,
  • кукуруза,
  • стручковая фасоль,
  • поздние яблоки.

В начале октября:

  • тыква,
  • морковь,
  • свекла,
  • репа,
  • белокочанная капуста.

Прочие работы в садах и огородах

Когда все работы по урожаю выполнены полностью или частично, необходимо убрать лишние ветки и стебли с участка и подготовить землю и растения для хорошей зимовки.

К таким работам относят:

  • перекопка (вспашка) земли, для ранней посадки весной;
  • обрезка деревьев;
  • уборка опавших листьев под основание дерева, чтобы с сильные морозы не замерзло;
  • укрывание опилками и прочим материалом нежных культур, на случай суровой зимы, например виноград и розы;
  • посадка в зиму морозоустойчивых культур, например чеснок или лук, для раннего сбора весной.

Работы дома осенью

Когда урожай частично собран возникает вопрос по его хранению. Зимой так приятно кушать овощи и фрукты выращенные своими руками, без химикатов. Рассмотрим варианты, как это сделать:

  • консервирование овощей и фруктов (соленья, варенье, квашение),
  • заморозка (в специальных ларях или больших морозилках),
  • сушка фруктов (яблоки, вишня, абрикосы, виноград) и даже овощей (вяленные томаты),
  • переработка фруктов и ягод в пастилу.

Осень - чудесное время года. Но работ осенью в садах и огородах обычно не меньше, чем летом. Не зря в народе есть пословица, что осенью день - год кормит.

Еще в глубоком детстве обожал бабушкины заготовки: консервированные огурцы, варенье, компоты. Но каково было мое удивление, когда она в первый раз взяла меня на дачу, где и объяснила, что и откуда берется. С тех пор стал уважать бабушку еще больше. Ведь увидев, что приходится делать для того, чтобы вырастить, а потом собрать урожай, невольно удивляешься. Сейчас я живу в городе, но каждую осень мы с семьей собираемся на даче.

Чем занимаются люди осенью в доме

Если у вас есть дачный дом, то придется наводить порядок не только в саду и огороде, но и в нем. Многие оставляют свои загородные территории и не посещают их в течение зимы. К такому длительному отсутствию дом должен быть основательно подготовлен. Например, для начала стоит прибраться и устранить беспорядок. Также важно проверить проводку и электрические приборы, чтобы в ваше отсутствие не разыгрался пожар. Если имеются повреждения на доме, то лучше их устранить (например, отремонтировать крышу). Важно перед уходом наладить охранную систему, даже если вы планируете посещать территорию. Как видите, дел в доме много, а на участке еще больше.


Чем занимаются люди осенью в саду и огороде

Приезжая за город осенью, все заядлые дачники начинают готовить свой участок к зиме. Если их загородный участок предназначен для отдыха, а не для выращивания культур, то люди стремятся навести порядок в доме, саду.


Так что же такого они делают в это время на даче? Занятия в саду и огороде:

  • Сбор урожая. Если на участке растут овощи, фрукты, ягоды, то их непременно нужно собрать, чтобы в будущем превратить их в кулинарные шедевры. Именно для этого многие и приобретают огороды.
  • Подготовка почвы к зиме. Огородную почву, так же, как и почву на огромных полях, нужно вспахать и удобрить, чтобы она не истощилась и дала обильный урожай в следующем году.
  • Подготовка насаждений к зимовке. Некоторые культуры и декоративные растения требуют дополнительного утепления. Например, яблони, розы, клубника и т.д. Некоторые растения вовсе выкапывают на время зимы.
  • Уборка. Стоит убрать опавшие листья и ветки.