Многие жители больших городов нашей холодной страны придерживаются устойчивого мнения, что кондиционеры используются только во время жаркого летнего зноя, чтобы сохранять внутри помещений приятную прохладу. Однако это не так. Современное климатическое оборудование можно и нужно использовать также зимой, соблюдая при этом некоторые меры предосторожности.

Требования, которые необходимо выполнять в ходе эксплуатации кондиционеров зимой:

1. Соблюдение рабочего диапазона температур, указанных компанией-производителем.

Изначально кондиционеры были рассчитаны на охлаждение и очистку воздуха в помещении при плюсовых значениях температуры воздуха извне. Любая климатическая техника может успешно функционировать только в пределах строго обозначенного диапазона температур наружного воздуха. Нарушение данного ограничения приводит к тому, что техника выходит из строя, и снижается срок службы кондиционера, что негативно отражается на имидже и репутации производителя. Кроме того, все рабочие функции кондиционера и технические параметры, гарантированные выпускающей компанией, активны только в пределах крайних значений температурного диапазона.

Поэтому перед включением климатического устройства необходимо внимательно изучить правила эксплуатации техники. Практически все модели кондиционеров, выпущенные известными мировыми брендами, поддерживают режим обогрева при минусовой температуре наружного воздуха.

Значительная часть продаваемых в настоящее время моделей стабильно и эффективно работает в интервале от – 5 градусов С до + 25 С. Если взять сплит-систему MDV, то данное устройство может обеспечить обогрев помещения, если снаружи не холоднее -8 градусов Цельсия. VRF-системы MDV мини-формата поддерживают данную функцию до -15 градусов ниже нуля. Многие современные модели могут стабильно функционировать даже до -10 С … - 20 С за счет устройства систем подогрева дренажа, масла в компрессоре.

При более низких температурах зимой возникают технические проблемы: конденсат снаружи застывает, в момент пуска кондиционера компрессора происходит вскипание масла, понижается давление конденсации. Наружный блок устройства и дренажная трубка покрываются ледяным панцирем. Таким образом, нарушаются теплообменные процессы, эффективность нагревания помещения снижается.

Важно! Поэтому следует помнить: большинство производителей кондиционеров при минусовой температуре не рекомендуют использовать климатическую технику в режиме «обогрев»!

Если все же необходимо срочно нагреть помещение, то специализированные приборы, например, инфракрасный обогреватель или тепловая пушка, справятся с этим гораздо эффективнее.

2. Использование специально адаптированного оборудования.

Зачастую бывает так, что требуется постоянное бесперебойное охлаждение помещения даже при минусовых значениях температуры воздуха снаружи. Это актуально для таких предприятий, как станции мобильных операторов связи, роботизированные комплексы и телекоммуникационные компании. В этом случае наилучшим выходом станет установка на кондиционер или сплит-систему специально адаптированного оборудования. Сервисное обслуживание таких сложных систем следует проводить не менее четырех раз в год.

Туда входит:

  • дренажный обогреватель, который предназначен для отвода сконденсированной жидкости из кондиционера, предотвращая ее замерзание;
  • нагреватель картера компрессора, который поддерживает заданную температуру масла, тем самым исключая возможность возникновения гидроудара вследствие вскипания хладагента;
  • замедлитель скорости вентилятора, который предотвращает обмерзание внутреннего блока кондиционера посредством контролирования требуемой температуры конденсации.

Зимний комплект доработки обеспечивает функционирование сплит-системы в режиме охлаждения до -15С, а в безветренную погоду и до -20 градусов. При необходимости диапазон можно расширить, однако данное решение является достаточно дорогостоящим и в большинстве случаев неоправданным экономически.

Важно! Адаптированное зимнее оборудование следует устанавливать только через авторизованный сервисный центр, в этом случае можно предотвратить аннулирование гарантийных обязательств компании-производителя.

Своевременное проведение профилактических работ.

В летние месяцы кондиционеры являются самым востребованным видом бытовой техники. Период напряженной работы должен предваряться обязательными профилактическими мерами.

Они включают следующие операции:


Своевременно выполняя данные процедуры, можно обеспечить работу кондиционирующего устройства в течение срока службы, указанного компанией-производителем.

Какие кондиционеры можно включать зимой

В холодное время года регулярное проветривание является залогом хорошего самочувствия и сопротивления болезням.

Регулярный приток свежего воздуха можно обеспечить, открыв форточку, фрамугу или створки окна на 10-15 минут. Однако вместе с атмосферным воздухом в квартиру проникают копоть от выхлопных газов, дым от заводских труб, цветочная пыльца и нескончаемый городской шум. Решить вопрос кардинально можно посредством приобретения греющего устройства – инверторного кондиционера.

Инверторные кондиционеры – это оптимальная климатическая техника, которая эффективно работает на обогрев при низких температурах. Инверторные приборы являются более долговечными, поскольку срок их службы может достигать 14-ти лет. Данная разновидность кондиционирующих агрегатов даёт сразу 100% мощности, а когда помещение охладится до требуемой температуры, оно функционирует в поддерживающем режиме, позволяя сохранить комфортный микроклимат.

Инверторные системы минимизируют нагрузку на компрессор, который является ключевым элементом всего аппарата, потому что не случается резких стартов. Как следствие, такой кондиционер максимально эффективен. Также весомым достоинством в практической эксплуатации считается низкий уровень шума.

Принцип их работы повторяет алгоритм функционирования теплового насоса. Это устройство способно генерировать тепло из холодного воздуха атмосферы. Происходит это в процессе конденсирования жидкости, который сопровождается выделением тепла. Создаваемое высокое давление заставляет хладагент конденсироваться в теплообменнике внутреннего блока устройства, при этом прибор существенно нагревается, температура доходит приблизительно до 70 градусов Цельсия. Реагируя на резко понизившееся давление, фреон испаряется, аккумулируя тепло из воздуха снаружи.

Насколько целесообразно экономически использовать системы кондиционирования инверторного типа для обогрева помещений? Лучше всего это показывает соотношение потребленной кондиционером электроэнергии и выделенной им тепловой энергии – для инверторных устройств он достигает 400%. Несомненно, такой эффект является гораздо более выгодным, чем использование для теплоотдачи любого обогревающего прибора.

Качественный кондиционер можно отрегулировать под индивидуальные потребности, добавив такие функции, как удаление влаги, фильтрация газообразных примесей и другие. Данные сплит-системы обеспечат комфортный микроклимат ка в жилых, так и в производственных помещениях.

Правильная эксплуатация кондиционера зимой

Бережное и соответствующее инструкции использование сплит-системы, настенного кондиционера или мобильного климатического устройства является залогом его эффективной и долгосрочной работы. Некоторые компании категорически запрещают использовать кондиционер в зимнее время года, призывая владельцев произвести консервацию устройства. Этот процесс состоит из нескольких шагов:

  • конденсация фреона в наружном блоке;
  • запуск прибора в режиме охлаждения;
  • применение манометрического коллектора, снабженного сервисным портом;
  • выключение подачи жидкости основного блока;
  • выключение подачи газа до того момента, пока атмосферное давление не сравняется с давлением захвата воздуха;
  • выключение манометрического коллектора.
  • полное отключение электропитания системы!

Если консервация невозможна по каким-либо причинам, то тогда особенно важно не нарушать правила эксплуатации кондиционера в зимнее время. Дорогостоящие модели снабжены системами самостоятельной диагностики и защиты, которые выключают систему автоматически. В то же время марки эконом-класса при ненадлежащих условиях эксплуатации выходят из строя достаточно быстро. Они продолжают функционирование до тех пор, пока какой-то узел или конструкция не выйдет из строя.

Самые частые причины поломок кондиционеров:

  • некачественная установка техники;
  • несоответствие установленного оборудования целям заказчика;
  • нарушение правил эксплуатации;
  • отсутствие надлежащего сервисного обслуживания.

Как обеспечить правильную работу кондиционера любого вида в зимний период?

Самый лучший способ — это дополнить комплект кондиционера стартером, то есть устройством безопасного пуска двигателя, которое эффективно при очень низких температурах воздуха снаружи. Таким образом можно предотвратить те перегрузки при старте, которые случаются в случае обледенения трубопровода дренажа.

И, безусловно, для обеспечения корректной работы кондиционера в осенние и зимние месяцы следует вызвать специалиста из профессионального сервиса. Он проверит герметичность системы, очистит фильтры и даст практические советы по предотвращению возможных поломок.

Проверка работоспособности кондиционера в зимний период

Любое кондиционирующее устройство снабжено аналогичным набором составляющих:

  • конденсатор;
  • компрессор;
  • вентилятор;
  • испаритель;
  • клапан.

Все составляющие объединены посредством медных трубок узкого сечения, по которым циркулирует фреон, меняющий свое газообразное агрегатное состояние в жидкостное, и обратно.

Для того, чтобы проверить работоспособности кондиционера зимой, нужно с помощью профессиональных специалистов провести комплекс профилактических мероприятий:

  1. Визуальный контроль и диагностика оборудования.
  2. Проверка на соответствие правилам эксплуатации данной модели.
  3. Чистка фильтрующих элементов внутреннего блока.
  4. Очистка входных и выходных жалюзи внутреннего блока.
  5. Проверка температуры сухого воздуха на входе внутреннего блока.
  6. Контроль состояния электроконтактов и кабелей.
  7. Контроль герметичности системы трубопроводов
  8. Контроль функционирования дренажа.
  9. Контроль механических повреждений конструкции.
  10. Чистка испарителя внутреннего блока.

Также можно произвести самостоятельную проверку. Для этого следует предпринять такие шаги:

  • Визуальный осмотр блоков на отсутствие механических повреждений корпусных, гидравлических и электрических частей оборудования;
  • Протестировать функционирование устройства в режиме «обогрев»/охлаждение»;
  • Проверка работы выходных жалюзи с механическим приводом;
  • При помощи пылесоса очистить вентилятор, который находится в наружном блоке устройства;
  • Контроль температуры сухого воздуха на входе и выходе из испарителя;
  • Проверка среднего давления в наружном блоке;
  • Проверка герметичности соединения внутреннего и внешнего блоков;
  • Проверка герметичности дренажной системы кондиционера;
  • Проверка воздушных фильтров внутреннего блока кондиционера.

После проведения всех процедур следует на полчаса запустить прибор в режиме "вентилирование". Затем запустить устройство в режиме охлаждения.

Важно! Согласно ст. 18, п. 6 закона РФ «О защите прав потребителей», «Не подлежат бесплатному устранению дефекты, вызванные неправильным использованием товара». Таким образом, если самостоятельные действия по проверке работоспособности кондиционера повлекли за собой какие-либо дефекты, то производитель не обязан проводить бесплатный гарантийный ремонт.

Кондиционер может работать безотказно довольно длительное время. Зачастую ухудшение параметров происходит достаточно незаметно для владельца. Только благодаря своевременной проверке и профилактике можно избежать неисправностей и поломок дорогостоящих деталей кондиционирующего устройства.

Виды домашних кондиционеров

В домашних условиях часто используются следующие виды климатической техники:


Системы кондиционирования создают новое качество жизни, напрямую влияя на состояние здоровья, самочувствие и психическое равновесие людей, находящихся в оборудованном сплит-системой или кондиционером помещении.

Кондиционеры различают по следующим параметрам:

  • Пакету функций (ионизация воздуха, охлаждение, обогрев, фильтрация и т.п.);
  • Потребляемой мощности;
  • Производительности;
  • Уровню создаваемого шумового фона;
  • Цене.

Основное назначение кондиционера — охлаждение воздуха в помещении. Кроме того, у него имеются и дополнительные функции:

Очищение воздуха – очищение от от пыли жизненно необходимо, для этого разработаны разные виды фильтров: антибактериальный, противовирусный, гипоаллергенный. Срок фильтров зависит от степени загрязнения воздуха.

Обогрев – одна из самых востребованных функций. Применяется в совокупности с тепловым насосом, обладает высокой эффективностью и экономичностью.

Дезодорация — это очистка воздуха в помещении от неприятных запахов.

Вентиляция — направленное распределение воздушных потоков в помещении.

Ионизация – это насыщение воздуха отрицательными ионами, что благоприятно влияет на состояние здоровья.

Осушение — удаление влаги из воздуха. Актуально в сыром климате.

Нынче уже не так просто купить кондиционер, который может работать только в режиме охлаждения. Подавляющее большинство аппаратов способно не только создавать комфортный климат в помещениях летом, но и обеспечивать их теплом в зимнее время. Поскольку работа кондиционера на обогрев несколько отличается от охлаждения, для успешной эксплуатации сплит – системы во время холодов надо соблюдать некоторые правила. Как обращаться с агрегатом в этих условиях, будет рассказано в данном материале.

Прежде чем ответить на этот вопрос, разберем некоторые моменты работы сплит – системы в режиме обогрева. Циркулирующий между двумя теплообменниками фреон способен испаряться при низкой температуре, это его свойство используется для переноса тепловой энергии из одной среды в другую. Летом фреон закипает и испаряется во внутреннем теплообменнике, отнимая тепло у воздушной среды помещения.

Перейдя в газообразное состояние, хладагент перекачивается компрессором в наружный теплообменник, где под давлением конденсируется и отдает теплоту окружающей среде. Когда наступает зима, в современных агрегатах есть возможность направить фреон в обратную сторону, тем самым поменяв местами теплообменники и их назначение. Теперь хладагент испаряется в наружном блоке, а конденсируется во внутреннем. Тепло извлекается из воздуха улицы и перемещается в дом.

При этом единственный механический агрегат системы – компрессор, оказывается на холоде, в наружном блоке. Насколько он окажется работоспособен, когда температура воздуха снижается и становится отрицательной, зависит от типа кондиционера, а они бывают:

  • обычными реверсивными;
  • инверторными.

В реверсивных сплит - системах компрессор работает в режиме пуск / стоп. Он останавливается после того, как заданная температура в помещении достигнута и автоматически включается, когда она снова снизится на несколько градусов. В инверторных кондиционерах нагнетатель не останавливается никогда, он по команде контроллера меняет производительность, переходя то в рабочий, то в минимальный «тихий» режим.

Обычный реверсивный кондиционер нельзя включать на обогрев при температуре минус 5 °С и ниже. Причина – перерывы в работе компрессора, во время которых масло в его картере остывает и сильно густеет. Агрегат станет работать в экстремальном режиме и быстро выйдет из строя.

Инверторные сплит – системы лишены этого недостатка, так как нагнетатель в них функционирует постоянно. Но тепла, выделяемого агрегатом и не дающим маслу загустеть, хватит только до температуры окружающей среды минус 15 °С. При дальнейшем снижении произойдет то же, что и с обычным кондиционером. Соответственно, нижний температурный предел для инверторов составляет минус 15 °С.

Если говорить о практике, то производительность большинства аппаратов по теплу резко снижается уже при 0 °С на улице. Объясняется это просто: воздух при отрицательной температуре содержит значительно меньше тепловой энергии, чем при положительной. Чтобы эффективно извлекать ее, надо хотя бы нарастить площадь поверхности теплообмена, чего сделать невозможно. Кроме того, образующийся конденсат на морозе начинает замерзать, что опять же приведет к неработоспособности кондиционера.

Итак, ответ на вопрос, можно ли включать кондиционер на обогрев зимой, неоднозначен. В целом – да, можно, но эффективный обогрев вы получите только до нуля градусов на дворе. В диапазоне от 0 до -5 °С на улице внутренний блок будет выдавать теплый, но никак не горячий воздух. Поэтому лучше его использовать как дополнительный источник тепла.

При более низких температурах можно эксплуатировать только инверторные сплит – системы, но и они вряд ли смогут обеспечить вас теплом в полной мере. Например, если при -15 °С на дворе вы зададите температуру в помещении +25 °С, то кондиционер столько нагнать не сможет, все время работая в максимальном режиме.

Как включить режим обогрева

В том, чтобы переключить кондиционер на обогрев, нет никакой проблемы. Это делается с помощью пульта дистанционного управления, а в некоторых случаях – пользуясь встроенной во внутренний блок панелью управления. В этом процессе участвуют клавиши с такими надписями:

  • «Heat»(тепло);
  • «Auto».

Примечание. Указанные клавиши в том или ином виде имеют место на дистанционных пультах всех производителей. Остальные кнопки предназначаются для режимов охлаждения, вентиляции, осушения и корректировки угла поворота жалюзи.


Вначале необходимо включить агрегат в сеть соответствующей клавишей, после чего перевести его на обогрев кнопкой «Heat» и настроить кондиционер по температуре, выставив ее на дисплее при помощи клавиш «+» и «-». При необходимости в конце можно нажать кнопку «Auto», тогда агрегат будет автоматически поддерживать заданную температуру в комнате.

Почему кондиционер не включается на обогрев

Иногда при эксплуатации сплит – систем возникают проблемы с запуском отопительного режима. Чем холоднее погода на улице, тем чаще приходится сталкиваться с различными трудностями. Очень распространена ситуация, когда после нажатия соответствующей клавиши индикатор на панели загорается, а кондиционер не включается. Неслышно ни работы вентилятора, ни компрессора снаружи.

Перед тем как искать неисправности, рекомендуется выждать некоторое время, иногда – до 15 минут. Столько времени требуется агрегату, чтобы настроиться на режим и прогреть внутренний блок. После этого кондиционер успешно включится и постепенно выйдет на рабочую температуру. Другая знакомая ситуация – индикаторы светятся зеленым, компрессор и вентилятор наружного блока работают, а температура воздуха на выходе из кондиционера почти не отличается от комнатной. Этому может быть ряд причин:

  • на улице чересчур холодно и аппарат просто не в состоянии нагреть воздух более чем на 3 °С, ему не хватает производительности;
  • успел обмерзнуть наружный модуль, а система оттаивания отсутствует или не работает;
  • вышел из строя четырехходовой клапан, чьей задачей является переключать поток хладагента в обратную сторону;
  • банальная утечка фреона из системы.

Совет. Неисправности, перечисленные в пунктах 2-4, вряд ли удастся устранить своими руками. В этом случае лучше вызвать специалиста, он точно поставит диагноз и отремонтирует ваш аппарат.

Заключение

Поскольку при морозе кондиционер не работает на обогрев хоть сколько-нибудь эффективно, постоянно отапливать дом с его помощью вряд ли удастся. Эта затея привлекает многих, ведь подавая внутрь 3 кВт тепла, агрегат расходует лишь 1 кВт электричества. Но сплит – систему можно использовать в определенное время года, когда снаружи от 0 до +10 °С.

Как выбрать сплит систему Рекомендации по выбору кондиционера без внешнего блока Зимний комплект для сплит-системы Как сделать правильный выбор кондиционера для квартиры


Пора подводить итоги по энергопотреблению построенного мною энергоэффективного загородного дома. С осени прошлого года в доме была установлена и настроена система дистанционного мониторинга температуры и энергопотребления. Ниже я представляю вашему вниманию протокол наблюдений за период с декабря по февраль.

Напомню некоторые детали проекта. За 2 года я самостоятельно, без привлечения наемной рабочей силы построил энергоэффективный загородный дом общей площадью 72 квадратных метра. При строительстве использовались современные технические решения: монолитная фундаментная плита с композитной арматурой, газобетонные стены толщиной 40 см без дополнительного утепления, плоская кровля по сборно-монолитному перекрытию. Концепция всего строительства - квартира на природе. Задача была успешно решена за 2 года.

В качестве источника тепла был выбран полупромышленный кондиционер Mitsubishi Heavy, который представляет собой воздушный тепловой насос класса «воздух - воздух». Номинальное энергопотребление 2 кВт ч, коэффициент трансформации энергии от 2 (при -20 °C) до 4 (при +7 °C). Общий бюджет на отопительную систему с коммуникациями, включая систему вентиляции - около 150 тысяч рублей.

Выбор системы отопления был обусловлен несколькими факторами. В первую очередь в концепцию «квартира на природе» не вписываются источники отопления на дровах, т.к. они не могут работать в автоматическом режиме и требуют постоянного контроля (хотя бы раз в сутки), а также добавляют грязь и необходимость создания склада для хранения, не говоря уж об отдельной котельной. То же самое касается привозного топлива (газ, дизель) - эти решения потребуют дорогостоящей инфраструктуры при минимальной рентабельности. Магистральный газ в районе застройки отсутствует, поэтому даже не рассматривается.

Остаётся отопление электричеством. Но прямая конвертация электрической энергии в тепловую не выгодна из-за слишком высоких тарифов на электроэнергию, обусловленных расположением загородного дома в садовом товариществе в Московской области, плюс имеющиеся лимиты мощностей (5 кВт, 1 фаза). Стоимость 1 кВт ч в нашем случае составляет 5 рублей. Сократить энергопотребление можно одним единственным способом - использованием теплового насоса. Система класса «воздух - воздух» это по сути обычный кондиционер, который работает на «реверсе»: он охлаждает улицу и нагревает дом. Эффективный рабочий диапазон температур (с подогревом поддона): до -25 °С.


2. Внешний блок теплового насоса устроен очень просто. Справа за теплозащитным кожухом находится инверторный компрессор имеющий подогрев картера (для возможности безопасного пуска при отрицательных температурах). Рядом с ним находится сложная система фреонопроводов, включая четырехходовой клапан (переключает кондиционер между режимами «обогрев» и «охлаждение»). Сверху расположена вся электроника. Слева расположен теплообменник, который в режиме работы на нагрев выполняет роль испарителя - в нем жидкий фреон испаряется и «забирает» тепло из уличного воздуха. Воздухообмен автоматически регулируется с помощью осевого вентилятора.

3. Сложная система фреонопроводов испарителя. В рабочем режиме испаритель интенсивно обмерзает вследствие сильного понижения температуры. Электроника кондиционера отслеживает производительность системы и периодически включает режим разморозки - переключает четырехходовой клапан в режим «охлаждение». Частота циклов разморозки зависит от влажности и температуры на улице. При отрицательных температурах разморозка происходит примерно 1 раз в час и длится около 5-7 минут. Для безопасной эксплуатации при температурах ниже -15 °C в поддоне установлен подогрев гибким кабелем, т.к. вода с оттаявшего испарителя может успеть замерзнуть на поддоне. Обращаю внимание, что внизу на земле под кондиционером образуются ледяные сталагмиты в очень солидных объемах (за эту зиму получилась глыба льда 1х1,5 метра высотой 50 см).

4. Внутренняя часть системы состоит из блока с высокопроизводительным центробежным вентилятором и теплообменником, к которому подведена фреоновая магистраль от внешнего блока. Теплообменник в режиме обогрева является конденсатором: газообразный фреон отдает свое тепло и конденсируется в жидкое состояние. Система воздуховодов одновременно решает вопросы вентиляции всего дома. Сверху вы видите 3 главных раздающих воздуховода по всем комнатам. Ниже к полу уходит всасывающий воздуховод, решетка которого опущена к полу в холле. Это полностью решает вопросы перемешивания теплого и холодного воздуха в доме таким образом, что разница температур между полом и потолком не превышает 1-1,5 градусов.

5. Воздуховоды в помещениях проведены либо в гипсокартонных коробах (как на фото), либо через соседние помещения. Таким образом во всех жилых помещениях сохранилась высота потолков равная 3 метрам. Теплый воздух поступает из решетки в левом верхнем углу кадра и благодаря постоянному воздухобмену разномерно прогревает весь дом. Пол теплый, даже там, где плитка.

Обо всех технических нюансах лучше смотреть соответствующие статьи, ссылки на которые есть в конце материала.

Также стоит отметить, что во всасывающий воздуховод подключена магистраль забора уличного воздуха с электрическим канальным подогревателем, а в санузле установлен вентилятор на вытяжке. Это обеспечивает постоянный приток свежего воздуха в дом в объеме от 60 кубических метров в час. Про вентиляцию и ее роль в жилых домах я расскажу в отдельной статье.

6. Для мониторинга температуры и энергопотребления я использую беспроводные датчики - они также могут выполнять охранные функции.

7. Данные по энергопотреблению снимаются со счетчика технического учета АВВ С11 с помощью легкой доработки датчика открытия двери. В итоге мы имеем полный поминутый протокол энергопотребления в доме. Стоит отметить, что в данный момент, кроме потребления кондиционера, мы фиксируем суммарное энергопотребление всех электрических устройств в доме. В том числе скважинный насос, водонагреватель, холодильник, электрическая плита, канальный подогреватель, освещение и т.д.

8. Система WirelessTags позволяет скачать весь протокол измерений в формате CSV и самостоятельно построить таблицы и графики в Excel. Решить эту задачу мне помог Алексей svintuss . Итак, какие данные мы визуализировали. Всего у меня установлено более 10 датчиков в различных местах и я отобрал наиболее интересные. Температура и влажность на улице (установлен на восточной стене дома), температура в колодце (установлен на уровне земли НАД утепляющей плитой), температура и влажность в доме (датчик в холле, радом с всасывающим каналом) и общее энергопотребление по дням. Внизу приведены усредненные значения по температурам (в названиях последних строк небольшая опечатка - Grand Total это максимумы и минимумы за весь период, а Grand по месяцам это СРЕДНИЕ минимумы и максимумы). Здесь показаны данные с 5 декабря (обусловлено тем фактом, что именно с этого момента я наладил мониторинг электроэнергии) по 28 февраля.

Какие выводы можно сделать? Минимальная температура за эту зиму -21,4 °C, максимальная +11 °C. При этом средняя температура за зимний период была не ниже -5 °C. Сильное понижение температуры происходит ночью, но днем все равно достаточно тепло. Это идеальные климатические условия для эксплуатации теплового насоса класса «воздух - воздух». Также обратите внимание на температуру в колодце - это даст понимание реальной глубины промерзания земли (на следующий год закопаю для наблюдений один из датчиков в землю).

Что касается энергопотребления. Мы видим, что суммарное потребление за 3 месяца не превышает 3000 кВт ч. А месячный расход энергии составляет примерно 950 кВт ч. В этот период в доме поддерживалась положительная температура не менее +16 °C. Сразу хочу обратить внимание, что в эти цифры входит потребление энергии канальным подогревателем на приточной вентиляции, на который уходит примерно 30% энергии. Ставить рекуператор на столь малых объемах не рентабельно, т.к. его срок окупаемости будет более 10 лет. Но подогревать приточный воздух нужно обязательно. Также как и нельзя перекрывать приточную вентиляцию.

Еще обратите внимание, что кондиционеру абсолютно всё равно 0, -10 или -20 градусов на улице. Мой рекорд эксплуатации (прошлой зимой): -27 градусов! Он работает и его производительности достаточно для компенсации теплопотерь здания!

Однако, если вычесть расходы на приточную вентиляцию, то можно сделать выводы, что ежемесячное потребление теплового насоса на компенсацию теплопотерь здания в самые холодные зимние месяцы составляет менее 600 кВт ч или же 700 ватт в час.

9. Ниже детальные графики по температуре и энергопотреблению. Воздушный тепловой насос в среднем обеспечивает 2,5-кратную экономию электроэнергии. А учитывая наши высокие тарифы - уже окупил половину своей стоимости за два отопительных сезона.

Какие выводы можно сделать? Воздушное отопление с помощью теплового насоса выгодно! А учитывая, что система является частью приточной вентиляции - это вдвойне выгодно, т.к. в любом доме обязательно должна быть вентиляция.

Что касается комфорта эксплуатации. Во-первых, хочу разочаровать всех, кто больше всего кричал о невыносимом шуме. Увы, внутри дома тихо и комфортно даже на третьей скорости вентилятора (900 кубометров в час). Центробежные вентиляторы практически бесшумны, а скорости потока воздуха минимальны. Для сравнения можно уверенно сказать, что шум в холле рядом с забором воздуса на третьей скорости тише, чем шум от среднестатической кухонной вытяжки на минимальной скорости! А в жилых комнатах отопление не слышно от слова совсем. То есть в среднем по дому воздушное отопление фактически бесшумно.

Единственное, что слышно - компрессор на внешнем блоке слышно в режиме максимальной производительности в помещении находящемся непосредственно рядом с внешним блоком.

10. На этот год запланированы глобальные работы по озеленению прилегающей территории, завершение отделочных работ на летней кухне и наконец-то - покраска дома (сейчас он только зашпаклеван). Кроме этого есть планы на создание типового проекта загородного дома со строительством под ключ на основе моего дома по цене 2,5-3 млн. рублей.

Продолжение следует!

ДОПОЛНЕНИЕ: Более развернутый опыт трехлетней эксплуатации можно прочитать в статье

Большая часть выпускаемых кондиционеров сегодня — это модели, которые работают, кроме охлаждения также и в режиме обогрева. В так называемое «межсезонье» - весной и осенью, когда не работает полноценное отопление - функция для российского потребителя достаточно удобная.


Но можно ли включать кондиционер на обогрев зимой, при отрицательной температуре ?

Большинство марок кондиционеров использовать зимой в режиме ОБОГРЕВ, при минусовой температуре — НЕ РЕКОМЕНДУЕТСЯ.


В инструкции производители климатического оборудования всегда указывают диапазон температур наружного воздуха, который допустим для нормальной работы техники.

Так, например, для - не ниже минус 5 С °. Но мы все же не рекомендуем включать кондиционер при температуре ниже 0 С °.

В случае проблем с отоплением лучше приобрести конвектор, инфракрасный обогреватель, тепловоую пушку, тепловую завесу или другие специализированные приборы.

При эксплуатации кондиционера на ОБОГРЕВ при температуре ниже 0 С ° возникают следующие проблемы:

  • На наружном теплообменнике начинает выделяться конденсат , поэтому при уличной температур 0 С ° и ниже, конденасат начинает замерзать. В результате чего наружный блок покрывается льдом.
  • В результате ухудшается теплообмен и производительность обогрева кондиционера сильно снижается. Поступление в компрессор жидкого хладагента приводит к поломке компрессора.

При работе кондиционера на ОХЛАЖДЕНИЕ когда температура ниже +5 С ° :

Решение этой проблемы — приобретение и установка «зимнего комплекта».

Работа сплит-системы зимой важна в таких помещениях как серверные, базовые станции мобильных операторов связи, мини-пекарни или другие помещения с большими теплопритоками, для которых необходимо постоянное круглогодичное бесперебойное охлаждение.

В состав комплекта входит:

  • Замедлитель скорости вентилятора: поддерживает заданную температуру конденсации, предотвращает обмерзание внутреннего блока кондиционера.
  • Нагреватель картера компрессора: при остановке компрессора включается подогреватель, исключающий вытекание хладагента в картер. Он подогревает масло, не давая ему загустеть. Вскипание хладагента и гидравлического удара при пуске компрессора не происходит.
  • Дренажный нагреватель: отводит конденсат из кондиционера, не позволет воде замерзнуть.

И самое важное — эти комплекты предназначены для работы кондиционера в зимний период на охлаждение, а не на обогрев.

Гарантия при поломке кондиционера

Включение (сплит-системы) при температуре наружного воздуха ниже указанного в инструкции является нарушением условий эксплуатации и не относится к гарантийному случаю.

Подготовка кондиционера к зиме

Немаловажный вопрос - как подготовить кондиционер (в данном случае мы говорим о сплит-системе) к зиме. Минимум что нужно сделать:

Еще каких-то 20 лет назад кондиционер устанавливался только на автомобили бизнес-класса. Сейчас же данная аппаратура присутствует даже в бюджетных авто чуть ли не в минимальных комплектациях. И многие автовладельцы не знают, как правильно пользоваться кондиционером. Новички опасаются, можно ли включать кондиционер зимой в машине. Это действительно неоднозначный вопрос. Стоит ли включать данную систему для обогрева или просто для профилактики? Либо ее вовсе нельзя включать до наступления тепла? Давайте разберемся в этом нелегком вопросе.

Об устройстве

Для начала ознакомимся с тем, как устроена данная система. Далее нам будет проще понять ее принцип работы. Итак, классический кондиционер автомобиля состоит из:

  • Компрессора (это основная составляющая в списке).
  • Расширительного клапана.
  • Уплотнительных элементов.
  • Осушителя.
  • Дренажа.
  • Конденсора.
  • Испарителя.

Также в конструкции присутствуют трубки, по которым двигается хладагент. Работает система по принципу бытового холодильника. Суть работы основана на переходе хладагента из жидкого в газообразное состояние. Благодаря этому поглощается огромное количество тепла. Но кондиционер может и отдавать его. В таком случае система будет работать как печка, и из сопел будет дуть теплый воздух. Хладагент при этом находится только в газообразном состоянии.

Обратите внимание

В зимний период количество хладагента может сокращаться. Цифра разная, и обычно составляет 5-10 процентов. В связи с этим специалисты рекомендуют периодически делать ТО системе кондиционирования. Так, раз в три года машину нужно загонять на дозаправку фреоном.

Но предварительно мастера проверяют ее на предмет утечек (иначе все работы пойдут насмарку). Если система не имеет пробоин, специалисты подключаются к ней и закачивают недостающий хладагент в нужном количестве. Стоимость такой процедуры невелика - около тысячи рублей. Однако она обязательна - в противном случае кондиционер не будет работать.

Включать в качестве профилактики?

Можно ли включать кондиционер зимой в машине с целью профилактики? Специалисты дают положительный ответ. Хотя многие автовладельцы забывают включать сплит-систему зимой. Таким образом, работает она только в летний период. Остальные месяцы кондиционер простаивает.

Это негативно сказывается на его состоянии. Некоторые детали кондиционера покрыты смазкой, которая стекает вниз. В результате при первом пуске трущиеся пары будут работать «на сухую». Это значительно сокращает их ресурс. В итоге автомобилист не может запустить даже заправленный фреоном кондиционер.

Следующий фактор - это пыль и конденсат, что скапливается в системе за период простоя. После запуска вся грязь начинает циркулировать по системе. Вся соль в том, что часть отложений скапливается на стенках труб и компрессоре, и ее вымыть достаточно проблематично.

Можно ли включать автокондиционер зимой? Как вы уже поняли, периодический запуск не помешает данной системе. К тому же, это полезно для резиновых уплотнителей и трубок. Они не будут пересыхать и трескаться.

О неприятном запахе

Часто на форумах можно увидеть сообщения на тему неприятного запаха в салоне. Причем появляется он сразу после того, как включается кондиционер. В чем причина? Корень проблемы кроется в конденсате, который образует плесень в период простоя.

Как следствие, в июне из сопел дует холодный, но неприятный на запах воздух. Проблему исправить можно, но придется обращаться к специалистам, чтобы они разбирали панель и чистили испаритель. Это существенная трата времени и денег. Есть ли альтернативные варианты? Только профилактика. Использование кондиционера в авто в зимнее время позволит исключить данную неприятность.

Можно ли включать кондиционер зимой в машине часто?

Никакого вреда это машине не принесет. Но нужно знать некоторые правила (о них мы расскажем позже). Специалисты утверждают, что для профилактики достаточно включать систему один раз в две недели на 10-15 минут. С такой периодичностью детали не будут работать на сухую, а на испарителе не образуется конденсат.

Делаем правильный запуск

Как правильно пользоваться кондиционером зимой? Основной момент - это температура окружающей среды. Она должна составлять не ниже, чем -7 градусов. В противном случае влага на испарителе не успеет растаять. Частицы льда проникнут в узлы системы, что тоже не является нормой. Запускать кондиционер следует только после того, как двигатель полностью прогрелся.

Забор воздуха должен осуществляться только из салона (то есть обязательно включать режим рециркуляции). Так система быстрее прогреется, а испаритель будет менее уязвим к холоду. Дабы не потели окна, рециркуляцию следует производить при отсутствии пассажиров.

Кондиционер и расход

Нужно ли зимой включать кондиционер в автомобиле, мы уже знаем. Но некоторые автомобилисты не производят данную операцию намеренно. Ведь зачем запускать сплит-систему, если на улице и так холодно, а вдобавок работающий компрессор увеличивает расход топлива?

Здесь будет актуальной пословица «скупой платит дважды». Сэкономив раз на топливе, вы рискуете «попасть» на ремонт сплит-системы. Можно ли включать кондиционер зимой в машине? Ответ очевиден - система нуждается в регулярной профилактике. Пускай она будет короткой, но производится раз в две недели. Это сохранит детали системы в исправном состоянии.

Что делать, если в салоне уже был неприятный запах?

С такой проблемой часто сталкиваются автомобилисты, недавно купившие машину «с рук». Как быть в такой ситуации? Естественно, профилактика в виде периодического включения системы здесь уже не поможет. Нужно действовать радикально.

В таком случае испаритель снимается наружу и обрабатывается антисептиками. Такую операцию рекомендуется делать всем, у кого автомобиль оснащен кондиционером (хотя бы раз в пять лет). Именно на испарителе скапливаются всевозможные бактерии и плесень. Это может вызвать не только отвращение в виде неприятного запаха, но и аллергию и всевозможные заболевания.

Подводим итоги

Итак, мы выяснили, нужно ли зимой включать кондиционер в машине. Для такой системы эта операция будет не лишней. Но чтобы она действительно принесла пользу, а не вред, нужно знать, как правильно запускать кондиционер. Не стоит включать его при сильном морозе. При температуре в -10 пуск может быть чреват последствиями. Также в холодное время нельзя допускать, чтобы забор воздуха осуществлялся не из салона.

Зная, как правильно делать профилактику и запускать кондиционер, вы не столкнетесь с рядом неисправностей и неприятным запахом в летний период. Ну а чтобы отдача системы была максимальной, периодически проверяйте уровень фреона в ней и производите дозаправку при необходимости.